Социальные нормы

Брак — организация общественной ячейки, в состав которой входят господин, госпожа, раб и рабыня, а всего двое.

А. Бирс

Отношения между супругами, как и другие человеческие отношения, помимо юридических, регламентируются еще и моральными нормами, то есть нравственными установками, принятыми в данном обществе. Мораль очень тесно связана с сексуальными отношениями, ибо в человеческом обществе она всегда была призвана сгладить противоречия между биологическими и социальными потребностями человека, а сексуальная потребность относится к числу наиболее сильных.

В каждом человеке природой заложена программа к размножению — у одних более мощная, у других — слабее, но у подавляющего большинства она есть. Именно эта программа, записанная в генах людей, толкает их на супружеские измены, курортные и служебные романы, романтические приключения и изнасилования. Под ее влиянием мужчины на улицах оглядываются на всех проходящих мимо симпатичных девушек, а женщины неосознанно кокетничают даже с родственниками своих мужей. Однако при ее биологической целесообразности (она способствует увеличению численности вида) данная программа вступает в противоречие с социальной структурой общества, требующей определенной стабильности. «Не пожелай жену ближнего своего», — эта древняя заповедь направлена на сохранение не только отдельной семьи, но общества в целом. Но так как на земле существовали самые разнообразные социальные системы, то и типов морали тоже было бесконечно много. В христианских странах приветствовались моногамия и сохранение девственности до брака; у мусульманских народов нормальным считалось наличие трех жен и безнравственным положение, при котором муж не мог нормально содержать одну жену. У некоторых полинезийских племен лучшая невеста — это вдова с несколькими детьми, а у девственницы мало шансов выйти замуж. Если мы погрузимся в глубины истории, то обнаружим такое разнообразие взаимоисключающих моральных норм, которое собьет с толку любого человека. Возникает крамольная мысль, что нравственность определяется отнюдь не Божьим промыслом, а представляет собой всего лишь договор, действительный в определенном месте между определенными людьми, в течение определенного времени. Кого-то факт отсутствия вечных моральных норм расстроит, кого-то обрадует, кто-то предпочтет закрыть глаза на очевидное, ибо привык жить определенным образом и не может отказаться от полученных в детстве установок.

В основе некоторых моральных норм, по-видимому, лежит биологическая целесообразность, и поэтому они присутствуют в большинстве культур. Некоторые ученые полагают, что те формы сексуального поведения, которые не способствуют размножению человеческого рода, гораздо чаще подлежат осуждению, например, однополая любовь, мастурбация, брак с большой возрастной разницей и проч. Однако у многих народов эти формы сексуальных отношений не только не осуждались, но и поощрялись (любовь мужчин к подросткам в Древней Греции была даже предметом гордости и вдохновляла поэтов на создание гимнов однополой любви). Поэтому приходится признать, что в человеческом обществе социальные установки играют куда более важную роль, чем биологические инстинкты, которые могут быть трансформированы этими установками до неузнаваемости.

Ричард Докинз в своей книге «Эгоистичный ген» писал: «Во многих цивилизациях нормой является моногамия. В нашем обществе вклад обоих родителей в потомков велик и неравноценность его неочевидна. Несомненно, на плечи матери падает большая часть непосредственной заботы о детях, но отцам нередко приходится много трудиться, чтобы заработать деньги, вкладываемые в выращивание и воспитание детей. Существуют, однако, и такие общества, в которых практикуется промискуитет, а во многих узаконено многоженство. Такое удивительное разнообразие наводит на мысль, что образ жизни людей в значительной мере определяется культурой, а не генами. Возможно тем не менее, что мужчины обладают склонностью к промискуитету, а женщины — к моногамии, что можно было бы предсказать на основании эволюционных соображений. Какая из этих двух тенденций возьмет верх в каждом отдельном обществе, зависит от особенностей культурных факторов, подобно тому, как у разных видов животных это зависит от экологических факторов». Таким образом, согласно мнению генетика, социальные установки в человеческом обществе играют роль экологических условий для остальных организмов, а разнообразие экологических зон на Земле вполне сопоставимо с многообразием способов общественного устройства, имевших место за тысячелетнюю историю человечества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.