Определение точности результатов наблюдения

Этот раздел открывает рассмотрение двух специфических факторов, способных отразиться на точности результатов наблюдения. Его завершает анализ проблемы надежности.

Поведение, которое регистрируется в обсервативном исследовании, может являться функцией от множества предшествующих и сопутствующих обстоятельств. Один из факторов, влияние которого на поведение нежелательно, — это само присутствие наблюдателя. Тем не менее присутствие наблюдателя и, как следствие, осознание испытуемым того, что он является объектом наблюдения, может так или иначе изменить поведение. Подобные эффекты входят в категорию реактивности — эффекта непреднамеренного влияния экспериментальных мероприятий на поведение испытуемого. Когда речь идет об обсервативном исследовании, эффект реактивности, как правило, называют проблемой влияния наблюдателя.

Вопрос о том, насколько важен эффект реактивности, уже давно является предметом научных споров. Есть основания полагать (например, Brody, Stoneman, & Wheatley, 1984; Russell, Russell, & Midwinter, 1992), что и взрослые, и дети ведут себя несколько иначе, зная, что за ними наблюдают; есть также свидетельства того,

что при определенных обстоятельствах наблюдение абсолютно не влияет на поведение, Хартманн и Вуд (Hartman & Wood, 1990) тщательно анализируют факторы, от которых зависит эффект реактивности. По их мнению, есть несколько способов снижения вероятности влияния наблюдателя. Один из них — дать испытуемым привыкнуть к присутствию наблюдателя, то есть ввести наблюдателя в обстановку до начала наблюдения и производить регистрацию только после того, как испытуемые привыкли к наблюдателю и возвратились к своему естественному поведению. Этот метод иногда называют «методом невидимки». Вариант его, который хотя и не всегда, но можно использовать, — наблюдение, производимое тем, с кем испытуемые уже хорошо знакомы,.кто является естественным персонажем в данной обстановке, например родителем или учителем. Выполнение функций наблюдателя известным лицом называется «включенным» наблюдением.

Еще одна стратегия — сокрытие факта наблюдения. Можно, к примеру, использовать скрытую камеру или одностороннее зеркало. Конечно, такая возможность нередко отсутствует — эти методы применимы только в специальных условиях. Кроме того, скрытое наблюдение связано с этическими, а также материально-техническими ограничениями. Как мы увидим в главе 8, наблюдение за людьми без их на то согласия может рассматриваться как нарушение принципов этики.

Второй недостаток обсервативных исследований — вероятность необъективности наблюдателя, которая является лишь частным случаем более общей проблемы. Многочисленные исследования, начатые Робертом Розенталем (Robert Rosen-thai, 1976), свидетельствуют о том, что ожидания исследователей, которые они привносят в свое исследование, иногда ведут к искажению результатов в направлении ожидаемых или желательных. Более подробно об этом рассказано в главе 5. В обсервативном исследовании присутствует риск того, что наблюдатель будет видеть и заносить в протокол только то, что ожидает увидеть, а не то, что происходит на самом деле.

Одним из доказательств может служить исследование Кент, О'Лири, Дайамент и Дитц (Kent, O'Leary, Diament, & Dietz, 1974). Наблюдателям были продемонстрированы видеозаписи, как было сказано испытуемым, исходной фазы и фазы экспериментального воздействия некой программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения в школе. Половине наблюдателей было сообщено, что прогнозируется снижение уровня агрессии; другой половине — что никаких изменений не предвидится. Фактически все наблюдатели смотрели одну и ту же видеозапись, в которой никаких изменений поведения не происходило. Оценивая затем эффективность программы, 9 из 10 наблюдателей, ожидавших снижения уровня агрессии, сообщали о том, что оно действительно произошло; а 7 из 10 наблюдателей, не ожидавших изменений, не отмечали никаких изменений. Интересно, что протоколы, которые вели участники обеих групп в процессе просмотра видеозаписи, были сходными, однако окончательные оценки свидетельствовали о влиянии ожидания.

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.