Вводные замечания

Следующим моментом, на котором останавливаются исследователи психологии больших групп, является вопрос о регуляторах социального поведения.

Можно выделить следующие регуляторы: нравы, обычаи, традиции [2]. К анализу патриархатных традиций обращаются достаточно часто [24, 29, 30]. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, а затем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Поэтому усилия ряда исследователей обращены на развенчание «вечных» традиций, на доказательство их альтернативных трактовок, на выявление истоков их появления, на изменяющиеся жизненные условия, позволяющие скорректировать и имеющиеся обычаи [5, 15, 36, 37].

Еще одним возможным направлением исследовательской работы можно считать изучение образа социального мира,

его институтов, власти, законов, норм больших групп (в нашем случае гендерных) через анализ социальных представлений (обыденных представлений какой–либо группы о тех или иных социальных явлениях, т. е. способ интерпретации и осмысления повседневной реальности). Механизм связи группы и выработанного ею социального представления выступает в таком виде: группа фиксирует некоторые аспекты социальной действительности, влияет на их оценку, использует далее свое представление о социальном явлении в выработке отношения к нему. С другой стороны, уже созданное группой социальное представление способствует интеграции группы, как бы «воспитывая» сознание ее членов, доводя до них типичные, привычные интерпретации событий, т. е. способствуя формированию групповой идентичности [2]. Именно поэтому социальные представления играют важную роль в становлении психологического единства, и их изучение позволит глубже понять психологические особенности различных гендерных групп.

Отдельно отметим значимость исследования таких социальных представлений, как гендерные представления – «сеть понятий, взглядов, утверждений и объяснений о социальном статусе и положении в обществе мужчин и женщин» [17, с. 188]. Их изучение направлено на выявление содержательно отличающихся друг от друга представлений; распространенности представлений среди различных групп населения; анализ социальных и психологических факторов, способствующих трансформации взглядов на взаимоотношения и взаимодействие полов и т. п. [5, 7, 14, 17, 27]. Важно учитывать, что гендерные представления, с одной стороны, отражают, а с другой – формируют и транслируют определенные ценностные ориентации, которые задают своего рода «стержень» каждой культуры. Здесь можно вспомнить исследования Г. Хофстеде, который детально описал фемининные и маскулинные общества [18].

Наконец, последним вопросом, на котором мы планируем остановиться, можно считать вопрос о соотношении психологии личности и психологии группы.

Важно помнить, что психология группы есть общее, присущее, в той или иной мере, всем представителям данной группы, т. е. типичное для них, порожденное общими условиями существования [2]. Поэтому конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т. д. Безусловно, этот постулат психологии больших групп позволяет по–новому взглянуть на проблему мужественности и женственности, предоставляя возможность для обоснования наличия внутригрупповых различий [7]. Кроме того, здесь уместно указать на различия между специфическими психологическими особенностями гендерных групп и гендерными стереотипами. Это очень важно для понимания того, что не все психологические качества, которые считаются отличающими представителей одного пола от другого, действительно присущи только женщинам или мужчинам, зачастую эти характеристики просто приписываются им.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.