Вводные замечания

Доступ женщин к образованию в России был обеспечен во многом, благодаря деятельности женских организаций. Так, вследствие работы «Женского триумвирата» (М. В. Трубникова, Н. В. Стасова, А. П. Философова) в 1878 г. в Петербурге появились Высшие женские курсы (ВЖК), которые открыли путь женщинам к высшему образованию. Женские организации способствовали появлению Аларчинских (1869), Владимирских (1870), женских врачебных (1872), политехнических (1906), сельскохозяйственных (1891) и других курсов, что позволило сотням женщин получить ранее недоступное образование. Женский медицинский (1897) и педагогический институты (1903) открылись также, благодаря деятельности русских феминисток.

Более подробную информацию можно найти в литературе о развитии феминизма в России [3, 5–9].

Среди всех течений феминисткой теории на становление и формирование женских и гендерных исследований (которые, в свою очередь, явились предпосылками появления гендерной психологии) наибольшее влияние оказал либеральный и радикальный феминизм, поэтому именно данным течениям уделяется наибольшее внимание в данной методической разработке [1].

Необходимо отметить, что изучение данной темы иногда вызывает определенное сопротивление со стороны студентов, что связано с негативным образом феминизма, сложившимся в обыденном сознании. Как показывают результаты опросов общественного мнения, феминизм в современном российском обществе до сих пор воспринимается как синоним мужененавистничества [8].

Опыт проведения занятия показал, что негативное отношение к феминизму часто связано с личными интересами студентов и иногда с их внутренними страхами. Все эти опасения можно разделить на три группы: этико–нравственные, финансово–экономические и физиологические. Первая группа опасений демонстрирует боязнь отказа поведенческих практик, которые не являются функциональными, но достаточно приятны для женщины (традиционно мужчины ухаживают за женщинами, подавая руку или пальто, уступая место). Опасения финансового характера демонстрируют желание женщин развлекаться или даже жить за счет мужчин (студентки считают, что мужчина должен обеспечивать женщину, которая может работать только для своего удовольствия). Физиологические опасения демонстрируют деление по полу на основе физиологических и физических различий. Так, женщины обеспокоены тем, что их могут привлечь к службе в армии, заставить «таскать шпалы» и т. д. Таким образом, студентки часто испытывают негативное отношение к феминизму, так как находят определенную выгоду в антифеминистических идеях. В случае, если при обсуждении возникают вопросы о том, что некоторые сексистские практики «нормальны», преподавателю важно обратить внимание на то, что некоторые модели поведения удобны одному полу, но сильно мешают другому.

В связи с этим важной задачей оказывается формирование более позитивного отношения к феминизму, так как негативное восприятие феминистской теории в дальнейшем может перенестись не только на учебный курс, но и на всю гендерную проблематику в целом. На наш взгляд, более близкое знакомство студентов с феминизмом и феминистской теорией может снизить выраженность предубеждений, так как они зачастую базируются на недостаточной информированности и стереотипах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.