Вводные замечания

Цель занятия

Расширить представления студентов о понятии гендерной идентичности, ее структуре и закономерностях развития. Оснащение

1. Классная доска с мелом или листы ватмана с маркерами.

2. Карточки для проведения «Терминологической разминки» (см. приложение).

Порядок работы

В ходе практического занятия студентам предлагается выполнить ряд заданий, направленных на достижение цели занятия. Все задания предполагают работу в малых группах или диадах. Работа проходит в несколько этапов.

Этап 1.

Терминологическая разминка.

Этап 2.

Составление «блок–схемы» из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность».

Этап 3.

Выполнение упражнения «Гендерная автобиография».

Этап 1. «Терминологическая разминка»

Основная задача данного этапа – активизировать студентов, настроить их на интенсивную интеллектуальную работу, а также помочь вспомнить содержание основных понятий, относящихся к рассматриваемой теме.

Для выполнения задания студентов необходимо разделить на две группы; удобнее всего сделать это по «территориальному» принципу, предложив объединиться в одну группу студентам, сидящим за соседними партами. Каждой группе студентов предлагается карточка с написанными пятью терминами, относящимися к теме «гендерная идентичность». Образцы карточек представлены в приложении. Карточки у групп различны, студенты каждой группы не должны знать, какие именно термины написаны на карточке другой группы. В течение 57 минут каждая группа составляет определения каждого из предложенных понятий. После завершения подготовительного этапа группы по очереди зачитывают друг другу получившиеся определения, не называя сам определяемый термин; вторая группа должна отгадать, какой именно термин определяется.

Задача преподавателя – поддерживать максимальный темп выполнения задания и определенный эмоциональный настрой, следя за корректностью используемых определений, но все же не пускаясь в чрезмерно длинные комментарии. Примеры возможных определений также приведены в приложении.

Этап 2. Составление «блок–схемы» из основных понятий, относящихся к теме «Гендерная идентичность»

Задача данного этапа – развитие навыков анализа и структурирования научных категорий, относящихся к данной предметной области.

Для выполнения задания студенты разбиваются на группы по 4–6 человек. Если на занятии присутствует небольшое количество студентов, состав групп можно оставить тем же, что и при выполнении первого задания. Преподаватель зачитывает перечень терминов, использованных в «Терминологической разминке»: социальная идентичность, гендерная идентичность, пол, гендер, сексуальность, гендерная роль, гендерные стереотипы, гендерные предпочтения, маскулинность, фемининность. Задача студентов – составить графическую схему, показывающую связь этих понятий и соотношение между ними. Можно использовать любые геометрические фигуры и символы (стрелочки, фигурные скобки, кружки, квадратики и т. п.).

Иногда задача кажется студентам слишком сложной и первоначально вызывает определенный протест. Здесь важно отметить, что задание носит творческий характер и не имеет однозначного единственно правильного решения. Можно разрешить студентам, если они сочтут нужным, привлекать и другие понятия, но все термины, предложенные преподавателем, обязательно должны быть включены в схему.

Каждая группа студентов разрабатывает свой вариант схемы в течение примерно 15 минут, затем представитель от каждой группы изображает получившийся вариант на доске или ватмане. Когда все схемы будут готовы, каждая группа проводит презентацию своей схемы, объясняя ее и обосновывая. После завершения презентации члены других групп задают вопросы. Данная дискуссия – очень важный этап работы, поэтому преподавателю нужно быть готовым принимать в ней активное участие. Прежде всего, очень важно следить за тем, чтобы звучали именно конструктивные вопросы, на которые можно отвечать, а не просто бессодержательная критика. После того как все схемы будут представлены, преподаватель может их прокомментировать. Но, на наш взгляд, следует делать это осторожно, постаравшись отметить сильные и слабые стороны каждого рисунка, и попробовать избежать соблазна предложить студентам «окончательно правильный» вариант.

Этап 3. Выполнение упражнения «Гендерная автобиография»

Данное упражнение необходимо для того, чтобы помочь студентам наполнить изучаемый академический материал личностным смыслом, что позволяет закрепить и эмоционально обогатить получаемые знания.

Перед началом работы нужно обсудить со студентами проблему формирования гендерной идентичности. Для структурирования дискуссии преподаватель может задавать следующие вопросы.

1. Когда начинает формироваться гендерная идентичность?

2. Когда ребенок начинает понимать, какого он пола?

3. Чем отличается гендерная идентичность двухлетнего и четырехлетнего ребенка?

4. Когда примерно формируется представление о необратимости половой принадлежности?

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.