Вводные замечания

Оценка характеристики как соответствующей или не соответствующей гендерному стереотипу носит субъективный характер, т. е. определяется самим ответившим. Однако, как правило, участники занятия без труда классифицируют самоописания как стереотипные/нестереотипные, ориентируясь на традиционные представления о мужественности/женственности. Важно отметить, что в списке самоописаний могут появляться и нестереотипные характеристики (женщина определит себя через приписываемые традиционно мужчинам качества, и наоборот). Об этом следует сказать участникам и обратить их внимание на то, что следует соотнести количество стереотипных и нестереотипных самоописаний, т. е. обозначить, каких присутствует больше. Стереотипными могут считаться и некоторые социальные роли (мать, хозяйка и т. д.).

Как правило, в самоописаниях находят отражение примерно 14 тем, в которых могут проявиться гендерные стереотипы. Приведем список тем.

1. Внешность.

2. Здоровье.

3. Эмоциональная сфера.

4. Отношение к себе, самооценка.

5. Коммуникативные способности.

6. Деловые качества, активность, творчество, целеустремленность.

7. Интересы, увлечения, навыки.

8. Отношение к людям, формы контакта.

9. Отношение к миру, к жизни, принципы.

10. Отношение к дому, к быту.

11. Отношение к порядку.

12. Отношение мира к личности.

13. Образные сравнения, метафоры.

14. Возраст.

Например, тема «Внешность» может быть описана участниками с помощью стереотипных характеристик: «стройная», «тонкая», «слежу за модой» или «сильный», «высокий», «атлет» и т. д. Тема «Эмоциональная сфера» – «чувствительная», «сентиментальная» или «сдержанный», «жесткий» и т. д. Темы перечислять участникам не обязательно. Их удобно использовать для более массового исследования гендерных стереотипов, когда необходимо выявить частотное распределение характеристик, общие тенденции в самоописаниях различных выборок.

Этап 3. Обсуждение результатов

Важным итогом изучения гендерной идентичности личности в ходе занятия служит дискуссия об индивидуальных результатах. В небольших группах (4–5 человек) участники обсуждают свои индивидуальные результаты количественного и качественного анализа, где центральным является выделение общих тенденций (среднегрупповых) по следующим позициям:

• количественное преобладание социальных или индивидуальных характеристик;

• обозначение доминирующих характеристик (по степени значимости: первая—третья позиции);

• уровень (преобладание) стереотипных характеристик.

Затем результаты работы микрогрупп обсуждаются в общей группе.

Этап 4. Заполнение опросника «Я – женщина/мужчина»

Инструкция: «Вы получили опросные бланки, где в столбик написаны незаконченные предложения, которые начинаются с фразы «Я – женщина» или «Я – мужчина» (бланки раздаются в соответствии с биологическим полом участников занятия), и далее оставлена пустая строка. Пожалуйста, в течение 10 минут продолжите предложения.

1. Я – женщина (мужчина), потому что …

2. Я – женщина (мужчина) и хочу, чтобы …

3. Я – женщина (мужчина), и для меня …

4. Я – женщина (мужчина) и не терплю, когда …

5. Я – женщина (мужчина) и могу …

6. Я – женщина (мужчина) и рада, когда …

7. Я – женщина (мужчина) и знаю, что …

8. Я – женщина (мужчина) и опечалена тем, что …

9. Я – женщина (мужчина) и делаю …»

Этап 5. Обработка результатов опросника «Я – женщина/мужчина»

Для каждого предложения выводится балл, показывающий, насколько данное предложение характеризует ответившего как соответствующего гендерному стереотипу (2 балла), не соответствующего (0 баллов) или нейтрального (1 балл). В этом случае индивидуальная оценка степени стереотипности/нестереотипности носит субъективный характер, т. е. сам ответивший определяет для себя характеристики гендерного стереотипа. Примеры предложений и варианты ответов с оценкой приведены в табл. 1.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.