Вводные замечания

Первый вопрос модератора «разбивает лед». Его итогом должен стать вывод, что участники могут иметь общее мнение. Модератор сужает дискуссию, естественно переходя от общих к основным вопросам. Обсуждение в группе начинается с открытых вопросов, которые дают разнообразный веер мнений. В конце обсуждения модератор задает закрытые вопросы, чтобы получить информацию о конкретных проблемах.

Завершение фокус–группы предполагает контроль заданных вопросов из предварительного списка, благодарность участникам дискуссии.

Работа модератора:

задача модератора заключается в том, чтобы добиться от участников откровенного обмена опытом и мнениями. Модератору в процессе проведения групповой дискуссии стоит обратить внимание на следующие вопросы:

• знание текста вопросов наизусть для полной свободы ведения дискуссии;

• максимально комфортное положение участников фокус–группы;

• поддержание атмосферы доверия в группе;

• внимание к «языку тела» участников дискуссии;

• соблюдение регламента.

Необходимые психологические характеристики модератора: хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, искренний интерес к другим людям, доброжелательность, толерантность, чувство времени, отличные речевые навыки (как письменные, так и устные), чувство юмора.

К характеристикам внешности, как правило, относят сходство модератора с группой, т. е. прическа, одежда (и даже, по мнению многих исследователей, пол) модератора должны быть идентичными особенностям членов группы, насколько это возможно.

К профессиональным умениям относится высокая коммуникативная компетентность.

К типичным ошибкам при проведении фокус–группы относят следующие:

• модератор не может скоординировать дискуссию так, чтоб «нейтрализовать» некоторых чрезмерно активных участников;

• модератор так ведет фокус–группу, что участники могут догадаться о его мнении по изучаемому вопросу;

• в помещении присутствуют «дополнительные наблюдатели», что сказывается на качестве и свободе дискуссии;

• участник фокус–группы уже имеет опыт участия в групповой дискуссии;

• участник фокус–группы является экспертом в изучаемом вопросе;

• в процессе дискуссии говорят несколько человек, перебивая друг друга, что усложняет расшифровку;

• используется несколько микрофонов с магнитофонами, запись идет на разные магнитофоны, тем самым затрудняя анализ результатов групповой дискуссии;

• не используется стол, испытуемых сажают в круг, как во время тренинга.

После проведения групповой дискуссии данные расшифровываются, представляются в виде текста, который в дальнейшем анализируется, на основе чего составляется отчет по фокус–групповому исследованию.

Как правило, в процессе исследования одной теме посвящают 5–10 групповых дискуссий, в которых участвуют в общей сложности от 30 до 80 человек.

При помощи фокус–группы можно исследовать такие аспекты гендерной идентичности, как:

• социокультурные аспекты гендерной идентичности (темы «Я – современная женщина/современный мужчина» для нескольких фокус–групп с разными социальными и возрастными характеристиками);

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.