Вводные замечания

Становление гендерной идентичности индивида не обусловлено прямо и непосредственно наличием гендерной роли и включенных в нее социальных стереотипов, представлений, ожиданий. Они должны стать средствами осознания собственной половой принадлежности и гендерной идентичности, т. е. из внешнего, «заданного» социумом и культурой плана перейти в область внутреннего, личностно осмысленного принятия гендерной роли и соответствующих ей установок.

Установка – это готовность, предрасположенность определенным образом воспринимать, понимать, осмысливать объект или действовать с ним в соответствии с прошлым опытом или под влиянием стереотипов. Под установкой также понимается не осознаваемая личностью готовность, предрасположенность к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Психологические исследования в структуре установки выделили три составляющие: когнитивную, аффективную, поведенческую. Когнитивная – это мнения и убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов, людей и которые позволяют нам судить, что, на наш взгляд, правильно, правдоподобно или возможно. Аффективная – составляет положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями. Поведенческая – предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям. Установки (мнения, оценки, убеждения) приобретаются через контакты в семье, социальной группе, школе и т. д. Одни из них становятся центральными, так как образуют ядро системы убеждений, используемых индивидом для понимания общества. Другие установки становятся периферическими, так как играют меньшую роль в социальной адаптации. Именно центральные установки труднее всего поддаются изменению и составляют основу для формирования предубеждений в отношении других людей или событий [7].

Предубеждение отличается от стереотипа тем, что последний представляет собой обобщение, которого придерживаются представители определенной группы относительно другой, в то время как предубеждение предполагает еще и суждение в терминах «плохой» или «хороший», которое может выноситься о других людях даже при недостатке информации о них и мотивах их поведения. Люди часто более благосклонно относятся к своей группе (пристрастное отношение) и менее благосклонно – к тем, кто в нее не входит (предубеждение против других). Например, члены семьи думают, что они лучше членов других семей; европейцы могут думать, что они лучше африканцев; мужчины – лучше женщин и т. д. [3].

В этом смысле пристрастное отношение к своей группе и предубеждение к чужой провоцирует возникновение конфликтов между людьми, порождает дискриминацию. Это имеет прямое отношение к предубеждениям между представителями различных гендерных групп. Присущие нам от рождения тенденции обработки информации в категориях гендерных различий, потребность в идентификации с группой и желание повысить самооценку содействуют укреплению гендерных установок, носящих характер предубеждений и охватывающих все области социальных отношений: семью, политику, образование, профессиональную деятельность и т. д.

Существуют различные гендерные предубеждения. Так, Ш. Берн описывает некоторые гендерные предубеждения в отношении женщин [1].

1. Женщины вносят меньший «человеческий капитал» в работу организаций.

2. Женщина не может управлять делом так же хорошо, как мужчина.

3. Стереотипное мнение о том, что женщины не пригодны для роли лидера и руководящей работы.

4. «Неписаные» нормы в организации, согласно которым на высокие должности назначают мужчин.

5. Женщины не приобретают в ходе своей работы в организациях опыт, необходимый для продвижения по службе.

6. Обязанности женщин по отношению к дому и семье мешают им продвигаться по службе.

7. Стереотипное мнение о том, что главная обязанность женщин – дом и семья, может мешать вознаграждению и продвижению по службе женщины.

Однако ряд исследований показывает, что женщины могут иметь и другие, помимо припысываемых им семейных приоритетов, цели самореализации. Так, Е. Н. Махмутова, описывая ценностные ориентации женщин–предпринимателей, отмечает, что около 92 % ценностей носят общественный (публичный) характер. Это такие ценности, как сотрудничество бизнеса и государства во благо общества, обогащение среды профессионального общения, стремление к реализации общечеловеческих ценностей, повышение роли женщин в обществе, стремление стать собственницей. Личное счастье, под которым женщины–предприниматели понимают семейное счастье, среди перечисленных выше ценностей занимает всего 8 % [5, с. 82–87].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.