Социальные роли

2. Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами.

3. Роль как открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение [3].

Другими словами, в первом случае речь идет о представлениях других людей о том, как должен вести себя индивид, занимающий определенное положение или позицию, во втором – о его собственном представлении, как он должен себя вести в той или иной статусной позиции, и в третьем – о наблюдаемом (реальном) поведении индивида, занимающего определенную позицию. Если окружающим людям известна социальная роль какого–либо индивида в данный момент, то они будут предъявлять к его поведению соответствующие ролевые ожидания. Эти ожидания могут включать в себя вполне определенные предписания (то, что человеку необходимо делать обязательно), определенные запреты (то, чего человек не должен делать) и ряд менее точно определенных ожиданий (то, что человеку следовало бы делать в данной роли). Когда поведение индивида, выполняющего какую–либо социальную роль, соответствует ожидаемому образцу, оно считается успешным [16].

Успешность выполнения роли индивидом зависит от ряда факторов:

1) знания роли или представления о правилах и обязанностях, связанных с данной ролью;

2) значимости выполняемой роли;

3) умения выполнять данную роль;

4) способности рефлексировать свое ролевое поведение.

Неуспешное исполнение той или иной роли может вызвать конфликт. Под ролевым конфликтом обычно понимается ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями. Различают два типа ролевых конфликтов: межролевые и внутриролевые.

К межролевым

относятся конфликты, вызываемые тем, что индивиду одновременно приходится исполнять слишком много ролей, поэтому он не может исполнять все роли одинаково качественно, в соответствии с предписанными требованиями.

Внутриролевой

конфликт порождается, как правило, противоречивыми требованиями, предъявляемыми к исполнителю одной роли значимыми для него людьми или разными социальными группами.

Существует ряд классификаций социальных ролей. Т. Сарбин и В. Ален разделяют роли на формальные (например, профессиональные, социально–демографические) и неформальные (например, лидер, «рубаха–парень», непринятый, «козел отпущения» и др.). Формальные роли относятся к макроструктуре, а неформальные – к микроструктуре. В отношении формальных ролей у участников взаимодействия имеются более четкие и единые представления о правах и обязанностях носителей этих ролей, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей. По этому же основанию Т. Шибутани разделяет роли на «конвенциональные и межличностные». Межличностные роли по сравнению с конвенциональными гораздо более неопределенны по форме своего выражения в конкретном поведении именно потому, что они связаны с субъективным отношением и психологическими особенностями индивида [15].

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. Это деление обусловлено тем, что индивид как член общества участвует во многих отношениях и является одновременно носителем многих ролей, но в каждый данный момент он может активно выполнять лишь одну роль. Именно она будет активной, а другие будут оставаться латентными [15].

Широко распространено предложенное Тибо и Келли деление ролей на «предписанные», т. е. внешне заданные, не зависящие от усилий индивида, полученные при рождении (например, дочь, сестра) или несколько позже, в течение жизни (например, взрослый), и «достигнутые», т. е. которые достигнуты благодаря личным усилиям данного индивида (например, студент, директор) [4].

Перейти на страницу: 1 2 

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.