Гендерные конфликты

Таблица 1. Пример заполнения таблицы «Гендерные стереотипы и роли»

После выполнения задания каждая группа представляет свои результаты. Обсуждение

После выполнения задания каждая группа представляет свои результаты. Обсуждение результатов строится на основе следующих вопросов.

1. Какие парные (например, муж/жена) гендерные роли можно выделить?

2. Наличие каких гендерных ролей может составить внутриличностный конфликт и межличностный конфликт?

3. Определите позитивные и негативные стороны усвоения гендерных ролей.

Задание 2

Предлагаемое задание посвящено социально–психологическому анализу гендерных ролей. Преподаватель дает некоторые пояснения, которые помогут выполнить данное задание.

Гендерная роль представляет собой социальную роль. Каждый человек в своей жизни играет несколько ролей в зависимости от ситуации. Роль – это то, во что мы играем, она имеет свою цель и направленность; этот шаблон, по которому мы выстраиваем свое поведение. Иногда роль приносит нам некоторые выгоды, иногда она создает нам трудности. Проблема роли – ее узкая направленность, отсутствие гибкости, замкнутость. Осознавать, какие роли мы играем, узнавать, какие роли играют окружающие, необходимо для более эффективного взаимодействия с другими и прежде всего с самим собой; ведь часто внутриличностные конфликты основаны на том, что человек играет в жизни две диаметрально противоположные роли, которые обладают разными ценностями, целями.

Описать и понять социально–психологическую сущность роли можно с помощью следующих параметров.

1. Лозунг.

Для каждой роли можно подобрать лозунг – это фраза, которая описывает саму идею данной роли, ее мировосприятие. Например, роль «Хранительница очага»: «Это мой крест…», «Без меня дом рухнет».

2. Преимущества и недостатки.

Каждая роль, с одной стороны, имеет свои преимущества, выгоды, с другой – недостатки, потери. Например, роль «Хранительница очага» – положительные моменты: не надо далеко ездить на работу, сама организует распорядок своих дел; отрицательные моменты: низкий социальный статус, замкнутый круг общения и т. д.

3. Убеждения и ценности.

На что ориентирована данная роль, во что она верит, к чему стремится. Например, роль «Хранительница очага»: забота о других, «служение семье»; «Только я могу все это сделать», «Я должна хранить уют и тепло дома», «В жизни прежде всего дом, семья», «Это женское предназначение».

4. Действия.

Как роль проявляет себя, ее поведение. Например, роль «Хранительница очага» – заботится, убирает, готовит, помогает всем членам семьи, создает уют и комфорт.

5. Способности.

Это возможности, умения реализовывать свои ценности и убеждения. Например, роль «Хранительница очага» – любит, понимает, умеет принять и помочь, умеет вести хозяйство, терпеть.

6. Контекст.

Ситуация, сфера жизни, в которой участвует роль. Например, роль «Хранительница очага» – семья.

Студентам предлагается выбрать пять выделенных гендерных ролей и описать их по предлагаемым параметрам, указанными в табл. 2. Работа выполняется индивидуально.

В завершение преподаватель просит дать обратную связь.

1. Были ли трудности в выполнении задания?

2. Какие гендерные роли было описывать труднее (мужские/женские)?

3. Какие гендерные роли имеют, на ваш взгляд, больше негативных сторон?

4. Что было для вас новым и важным при выполнении этого задания?

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.