Вводные замечания

Традиционное понимание мужской и женской роли приводит к возникновению устойчивого мнения о том, что мужчины в большей степени склонны к прямому влиянию, а женщины – к косвенному, т. е. к манипуляции. Тема гендерной манипуляции с научной точки зрения изучена недостаточно подробно. Однако результаты научных исследований В. В. Знакова [2], И. С. Клециной и Е. В. Юрковой [4] и др. говорят о том, что тенденция к манипулированию в отношениях в большей мере присуща мужчинам. Женщины в большей мере, чем мужчины, ориентированы на честность, открытость, партнерский стиль отношений.

Анализ литературы, посвященной проблеме манипуляции в гендерных отношениях, позволяет выделить две группы факторов развития гендерной манипуляции:

социальные и личностные.

Социальные факторы производны от существующих в обществе традиционных представлений о мужественности/ женственности, личностные факторы характеризуют индивидуальный опыт мужчин и женщин в общении.

I. Социальные факторы

1. Существование иерархии в отношениях мужчин и женщин. Считается, что мужчины склонны доминировать, женщины – подчиняться. Это затрудняет создание равноправных партнерских отношений, с одной стороны, и исключает возможность открытого соперничества, с другой. Также существуют традиционные представления о том, что мужчины в большей степени склонны к прямому влиянию, а женщины – к косвенному, т. е. к манипуляции.

2. Неравенство возможностей для мужчин и женщин, связанное нормативными представлениями о должном поведении. Мужчины должны быть успешными, всегда добиваться поставленных целей, но при этом они имеют ограниченные права на выражение чувств, способность к сопереживанию, которые для мужчин становятся признаками слабости. Женщины, наоборот, должны проявлять зависимость, уступчивость, но они имеют право на искренность, спонтанность в отношениях, обладают большими, чем мужчины, возможностями для развития своих коммуникативных способностей.

II. Личностные факторы

1. Коммуникативная некомпетентность, неумение участников взаимодействия строить отношения «на равных», сопереживать партнеру, признавать за ним право на существование собственных интересов.

2. Готовность подчиниться манипуляции, связанная со значимостью гендерной роли для адресата манипуляции, гендерной стереотипности сознания и т. п.

Основной мишенью гендерной манипуляции являются гендерные стереотипы. Гендерные стереотипы представляют собой стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям «мужское» и «женское» [3].

Использование гендерных стереотипов в качестве мишеней воздействия основано на особенностях гендерных стереотипов.

1. Гендерные стереотипы как вид социальных стереотипов помогают ориентироваться во внешнем мире, позволяя быстро и достаточно надежно категоризировать социальное окружение, т. е. в основе стереотипа первоначально лежит ценность определенного типа поведения, отношения или восприятия объектов внешнего мира.

2. Гендерные стереотипы – это обобщенные и схематичные образы. Для их актуализации и воспроизведения в поведении не требуется значительная логическая (аналитическая) работа.

3. Гендерные стереотипы усваиваются через основные институты социализации (семья, профессиональное окружение, СМИ и т. д.) и постоянно воспроизводятся.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.