Вводные замечания

4. Следование гендерным стереотипам помогает поддерживать положительный образ Я.

Виды гендерных стереотипов:

стереотипы маскулинности/фемининности, стереотипы о закреплении профессиональных и семейных ролей в соответствии с полом, стереотипы о различиях в содержании

труда [3].

Таким образом, используя гендерные стереотипы, манипулятор:

• побуждает адресата манипуляции следовать принятым образцам поведения («все мужчины/все женщины делают это»);

• вызывает у адресата потребность защищать свою гендерную идентичность («тот, кто поступает так, может считаться или, наоборот, не может считаться «настоящим» мужчиной /«настоящей» женщиной»).

В качестве примеров гендерной манипуляции можно привести следующие ситуации. Известно, что при собеседовании на некоторые должности работодатели отдают предпочтение мужчине. Руководитель юридической службы с большей вероятностью примет мужчину на основании того, что в представлениях окружающих мужчины обладают большим авторитетом, способностями к убеждению и утверждению собственной позиции. Женщина–соискатель может переориентировать руководителя, сделав ставку на обаяние или комплименты, эффективность которых трудно оспорить.

Широкую сферу для развития манипуляции создают семейные отношения. В сознании людей прочно закреплены роли «мужчина–хозяин», «мужчина–добытчик» и «женщина–мать, хранительница очага». Мужчина, желающий видеть жену дома, когда он приходит с работы, может заявить о том, что «его мать никогда не кормила отца котлетами из магазина». Женщина, которая хочет реализовать себя в профессиональном плане, в этой ситуации сталкивается со страхом и переживанием собственной несостоятельности, что побуждает ее отказаться от карьеры ради избегания конфликтов и сохранения благоприятной внутрисемейной атмосферы.

В свою очередь, женщина может манипулировать мужчиной, используя следующие фразы: «Опять течет кран, у нас разве нет мужчины в доме?» или: «Ивановы опять не едут в отпуск, а мы ведь можем себе позволить отдохнуть, правда, дорогой?». Мужчина в этой ситуации вынужден доказывать свое соответствие образу мужа–хозяина и добытчика.

Цель занятия

Изучение манипуляции как феномена межличностных гендерных отношений. Оснащение

Для проведения занятия необходима доска, а также раздаточный материал в необходимом количестве. Порядок работы

Этап 1.

Обсуждение содержания феномена манипуляции. Этап 2.

Знакомство с понятием гендерной манипуляции. Этап 3.

Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против». Этап 4.

Подведение итогов занятия.

Этап 1. Обсуждение содержания феномена манипуляции

Цель: актуализация знаний о манипуляции как форме социально–психологического воздействия. Предоставление новой информации о феномене манипуляции.

Задание «Ассоциации»

Предполагается, что студенты уже имеют представления о манипуляции. Для того чтобы актуализировать знания студентов о феномене манипуляции, а также привлечь их личный опыт, проводится задание «Ассоциации».

Преподаватель пишет на доске в центре слово «манипуляция» и предлагает студентам по очереди назвать какую–нибудь ассоциацию, которую также записывает на доске. Удобно записывать ассоциации, называемые студентами, вокруг ключевого слова. Когда все ответы студентов зафиксированы на доске, преподаватель диктует определение манипуляции, обращаясь к ассоциациям студентов, подчеркивая связь ответов, данных студентами, с содержанием определения манипуляции, данного преподавателем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.