Вводные замечания

По завершении этой работы преподаватель кратко информирует студентов о феномене манипуляции (специфика, технология, приемы и т. п.).

Этап 2. Знакомство с понятием гендерной манипуляции

Цель: исследование специфики гендерной манипуляции. Изучение условий, влияющих на развитие манипуляции в отношениях, на основе личного опыта студентов.

Задание 1.

«Работа с примером гендерной манипуляции» (пример гендерной манипуляции дан в приложении). Преподаватель раздает студентам напечатанные ранее листы с описанием примера манипуляции, взятого из литературы, и предлагает с ним ознакомиться.

Для обсуждения предлагаются следующие вопросы.

1. Кто в данном примере является манипулятором? Какую цель преследует манипулятор?

2. Какие мишени воздействия выбирает манипулятор? Как происходит психологическая настройка адресата манипуляции?

3. Является ли манипуляция успешной? Почему?

4. Можно ли было избежать манипуляции? Каким может быть поведение адресата манипуляции в этом случае?

Преподаватель предлагает студентам дать определение гендерной манипуляции. Затем он резюмирует ответы студентов и дает определение гендерной манипуляции самостоятельно.

В ходе обсуждения примера преподаватель подводит дискуссию к теме, посвященной исследованию факторов, способствующих развитию гендерной манипуляции. Цель вопросов – обсудить социальные и личностные факторы, способствующие возникновению гендерной манипуляции, и прояснить роль стереотипных представлений о мужественности/женственности в манипулятивном воздействии.

Примерные вопросы.

1. Как вы считаете, что способствует возникновению манипуляции в отношениях?

2. В чем особенности гендерной манипуляции?

3. Как вы думаете, кто чаще манипулирует, мужчины или женщины? Почему?

4. Что может быть мишенью воздействия гендерной манипуляции? Что делает гендерную манипуляцию эффективной?

Преподаватель подводит итоги дискуссии и раскрывает механизм гендерной манипуляции через воздействие на специфические мишени – гендерные стереотипы.

Задание 2.

«Виды гендерных стереотипов».

В ходе выполнения этого задания студентам необходимо привести примеры гендерных стереотипов, исходя из имеющихся у них знаний или личного опыта. Задание носит иллюстративный характер, помогая студентам представить все многообразие гендерных стереотипов.

Преподаватель предлагает студентам заполнить табл. 1.

Таблица 1. Виды гендерных стереотипов

Резюме преподавателя. Гендерные стереотипы очень разнообразны. Использование

Резюме преподавателя. Гендерные стереотипы очень разнообразны. Использование гендерных стереотипов в качестве мишеней воздействия делает манипуляцию эффективной (здесь преподаватель может дать краткую теоретическую справку или предложить студентам самим объяснить, почему это так). Противостояние воздействию гендерных стереотипов для мужчин и женщин, таким образом, становится одним из важных условий защиты от манипуляции.

Этап 3. Групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против»

Цель: оценка этической стороны гендерной манипуляции.

Для оценки гендерной манипуляции проводится групповая дискуссия «Гендерная манипуляция: за и против».

Студенты делятся на две группы. Первой группе дается задание выявить положительные стороны манипуляции, доказать утверждение «гендерная манипуляция – это хорошо, полезно, эффективно»; второй группе соответственно требуется определить отрицательные стороны манипуляции и доказать утверждение «гендерная манипуляция – это плохо, небезопасно, неэффективно». При этом преподаватель не ставит акцент на этической стороне манипуляции, что с большой вероятностью приводит к однозначной отрицательной оценке манипуляции студентами. После продумывания и обсуждения студентами аргументов за гендерную манипуляцию и против нее преподаватель предлагает представителю каждой группы выразить общее мнение, а затем просит студентов дать общую оценку гендерной манипуляции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.