Вводные замечания

Под гендерными стереотипами понимаются стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское». Гендерные стереотипы – это мнения о личностных качествах и особенностях поведения мужчин и женщин [1]. Существует три группы гендерных стереотипов [4].

I. Первая группа

– это стереотипы маскулинности/фемининности, они связаны с качествами личности. Мужчинам и женщинам приписываются вполне определенные психологические качества и свойства личности, навязываются разные типы темпераментов и стилей поведения. Типично женскими качествами признаются пассивность, нерешительность, зависимость, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, эмоциональность. К мужским качествам относят активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию, достижению, низкую эмоциональность. Как институт социализации спорт воспитывает качества личности, стереотипно воспринимаемые как маскулинные.

2. Вторая группа

гендерных стереотипов касается закрепления семейных и профессиональных ролей в соответствии с полом. Мужчин принято оценивать по профессиональным успехам, женщин – по наличию семьи и детей. В то время как мужчинам предписывается ориентироваться на достижения, от женщин требуется ориентированность на людей и стремление к установлению близких межличностных взаимоотношений. Таким образом, спорт, в котором самоцелью являются достижения, не согласуется с образом женственности.

3. Третья группа

гендерных стереотипов связана с различиями в содержании труда, характере выполняемой работы (женская сфера – экспрессивная, мужская – инструментальная). Отсюда возникает деление видов спорта на «мужские» и «женские». Благоприятными для занятий женщин признаются те, в которых необходимы мягкость, эмоциональность, артистизм [11].

В какой–то мере стереотипы целесообразны, в какой–то – ошибочны. Выделены следующие компоненты негативной роли гендерных стереотипов.

1. Они подчеркивают различия между мужчинами и женщинами в значительно большей степени, чем это есть в действительности.

2. Способствуют различной интерпретации и оценке одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события.

3. Тормозят развитие тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу [3].

Краткое содержание темы

1. Понятие о стереотипах маскулинности/фемининности как разновидности гендерных стереотипов.

2. Спорт как институт социализации маскулинности.

3. Стереотипы маскулинности/фемининности в спорте.

4. Деление видов спорта на «мужские» и «женские».

5. Сексизм в спорте.

6. Ограничение, накладываемое гендерными стереотипами на развитие профессионально важных качеств.

Цель занятия

Познакомить студентов с проявлением гендерных стереотипов в спорте.

Порядок работы

Работа строится на выполнении упражнений практического характера с последующим обсуждением полученных результатов и изложением фактического материала.

Этап 1.

Выполнение и обсуждение упражнения 1 (мужские и женские качества).

Этап 2.

Выполнение и обсуждение упражнения 2 (качества, которые формирует спортивная деятельность).

Этап 3.

Выполнение и обсуждение упражнения 3 (спортсмен и спортсменка).

Этап 4.

Выполнение и обсуждение упражнения 4 (гендер в спортивных СМИ).

Этап 5.

Выполнение и обсуждение упражнения 5 (нестереотипные спортсмен и спортсменка).

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.