Использование особенностей психики

В ходе опыта мужчину обыкновенной наружности представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатлении, которое произвел на них этот человек. В одну из названных групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую — со спутницей некрасивой и неаккуратно одетой.

Это различие в облике сопровождающих имело своим следствием неодинаковую оценку мужчины и различное отношение к нему. Первая группа положительные качества мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение к нему со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него.

Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо — другого пола. Если же они одного пола, то внешняя привлекательность сопровождающего играет отрицательную роль в восприятии оцениваемой личности.

В деловом мире эти обстоятельства имеют непосредственное проявление: секретарей, переводчиков для руководителей-мужчин стараются выбрать из числа наиболее привлекательных женщин. Мужчина-переводчик в этом случае имеет большие шансы при внешности менее привлекательной, чем руководитель. (Обсуждая подобные нюансы, мы тем не менее никогда не должны забывать о роли профессионализма в работе.)

Социальный фон

Одной группе испытуемых предлагали высказать свое мнение о человеке, который в спокойной позе и со спокойным лицом стоял перед группой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другой группе испытуемых, уравненной по всем параметрам с первой, тоже пришлось высказаться об этом человеке. Но теперь в такой же позе и с таким же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколько мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (составленной с учетом возраста, пола и образования точно так же, как и первые две) этого же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того социального фона, на котором он был «подан» в первых двух случаях.

В результате человеку были приписаны качества, «увидеть» которые явно помог фон, на котором он воспринимался.

Когда таким фоном были подростки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, умение разговаривать с ними, быть интересным рассказчиком. Когда же таким фоном были пассажиры автобуса, отмечены воспитанность, уважение к женщинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек оценивался один, без людей и каких-либо предметов вблизи него, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуемые высказали об его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях оформления внешности и не называли качества, которые были отмечены предыдущими группами.

Факторы оценивающего человека

Итак, первое впечатление о человеке определяется, с одной стороны, присущими ему особенностями, которые (чаще всего — расширительно) толкуются окружающими. С другой — зависит от фона, на котором наблюдается этот человек.

Но зависит оно и от личности того, у кого формируется.

Контроль

В исследовании Штрайкленда было выявлено значение собственного поведения оценивающего человека по отношению к другим людям. В поставленном Штрайклендом опыте испытуемые наблюдали за двумя работниками, выполнявшими одинаковое задание с равным уровнем успешности. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого видели лишь эпизодически. Первому лицу они время от времени могли выражать свое одобрение или неодобрение, со вторым человеком такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, который из рабочих нуждается в большем контроле, присмотре и опеке, почти все ответили, что первый.

Проецирование

В других исследованиях было установлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заключающийся в том, что познающий субъект может «вкладывать» свои состояния в другую личность, приписывать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Так, в исследовании Фешбаха и Сингера две группы испытуемых студентов подвергались несильным электроударам (в разной степени в каждой из двух групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновременно этим испытуемым, а также студентам, составившим контрольную группу, демонстрировался кинофильм, где фигурировал определенный человек. От всех испытуемых требовалось, чтобы они дали оценки качествам личности этого человека.

В результате оказалось, что подвергавшиеся воздействию током группы испытуемых оценивали этого человека как более боязливого, испуганного, чем это делали испытуемые, входившие в контрольную группу. При этом, чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.