Использование особенностей психики

Тогда, 1 октября 1989 года его закомпоновали в фоторепортаж «Двое», где фотография инспекторов оказалась рядом со снимками двух бульдогов-медалистов и пары слонов. По словам Кузнецова, тот давний эпизод его всего лишь рассмешил. Но когда ту же фотографию поместили рядом с текстом о милиционерах-убийцах, он был крайне обескуражен.

О нем не сказали ни единого плохого слова. Но как расчетливо и как громко его испачкали и обвинили.

Рассказывает журналистка из Риги Кармела Меделье: "Середина 70-х годов, расцвет «застоя». Газета, в которой я тогда работала, называлась "Советская молодежь", издавалась она в Риге.

Первая ее полоса выглядела традиционно — верхняя часть отдавалась названию самой газеты плюс заголовки самых значимых статей, расположенных на других страницах. Дальше шла широкая черная полоса ("отбой"), под которой и размещались собственно первополосные материалы. В основном на первую страницу выносились политические темы.

И вот в одно злополучное утро "Советская молодежь" вышла такой: рядом с названием газеты несколько анонсов статей, распложенных на внутренних полосах, среди которых был следующий: "Два сапога — пара". Потом — жирный «отбой» и сразу под ним — большая фотография, на которой сидят за столом Герек и Брежнев.

К середине дня в кабинете редактора раздался телефонный звонок «сверху»… и в течение 40 последующих дней в три этапа из газеты было уволено 11 журналистов различных рангов.

Надеюсь, мне не надо объяснять, что мои коллеги в страшном сне не могли такого предусмотреть. И уж, конечно, не монтировали намеренно эту газету именно таким образом".

Убедительная иллюстрация силы побуждения "рядом — значит вместе". Этот же стереотип восприятия может быть использован в манипуляции с целью насмешки. Известный тележурналист беседует с видным политиком. Тот городит экономическую чушь. Журналист: "Позвольте спросить как экономист экономиста". Поскольку перед этим интервьюер открыто заявлял, что он не экономист, то последующее обращение выглядело как тонкая издевка. И немало внимательных телезрителей оценило эту "шутку юмора".

3.3. ШАБЛОНЫ

Долженствование

Скрытое управление нередко строится на предсказуемости наших реакций и поступков. Система воспитания прививает нам определенные шаблоны, которые и делают нас уязвимыми для скрытого управления.

Одна из установок воспитания — вы должны

стремиться к совершенству, стараться быть лучше, чем вы есть сейчас. Схема манипуляции, основанной на этом: поскольку до сих пор вам не удавалось самостоятельно улучшить себя, я помогу вам. Если вы этого не сделаете, то вы — испорченный, ленивый, недоразвитый и никчемный, и потому вы не заслуживаете чьего бы то ни было уважения, в том числе и своего.

В этом управлении манипулятор использует и «кнут», и «пряник». Пряник: вы станете лучше. Кнут: если ослушаетесь, вы — такой сякой (какой — перечислено выше).

Шаблоны восприятия

На сообщение в определенном формате наиболее вероятен ответ в том же формате. Проиллюстрируем это несколькими примерами из области развлечений

Задача: Сколько яблок на березе, если у яблони 8 веток и на каждой — по 6 яблок? Многие, особенно, если поторопились с ответом, говорят — 48.

Другая ловушка: Как правильно: "стрижка — брижка" или "стритъе — бритье" . Многие выбирают один из предложенных ответов, хотя оба неправильны.

Шаблонные ответы

На многие вопросы у нас готовы ответы, и они почти не отличаются. Испытуемого просят отвечать быстро:

— Поэт?

— Пушкин.

— Часть лица?

— Нос.

— Река?

— Волга.

— Город?

— Москва.

— Фрукт?

— Яблоко и т. д.

Конечно, всякий знает множество ответов на каждый из подобных вопросов. Но подавляющее большинство дают именно эти. Таковы шаблоны нашей памяти. Первое, пришедшее в голову, обычно одно и то же.

А предсказуемость ответа — возможность для манипуляции:

— Кто любит музыку — три шага вперед! — командует сержант.

Из строя выходят несколько солдат.

— Отлично, ребята! А теперь берите вон тот рояль и тащите его на третий этаж.

Упрекнуть сержанта в насилии невозможно. Сами вызвались. А "любишь кататься, люби и саночки возить".

Соответствие социальной роли

В "Педагогической поэме" А.С. Макаренко описывает изменение отношения к труду у двух самых отъявленных бездельников в трудовой колонии — Волкова и Галатенко. Педагог создал «отряд» из этих двух «бойцов» для копания погреба.

Волкова назначают командиром. И происходит невероятная метаморфоза. Став «командиром», он работает совсем не так, как обычно, и к Галатенко тоже проявляет неожиданную требовательность. Вечером того же дня «отряд» получает поощрение на глазах всей колонии. В жизни Волкова этот день оказался переломным, да и Галатенко был несколько сдвинут со своей обычной позиции убежденного лентяя.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.