Использование стереотипов

Впрочем, эта отговорка помогает и не в столь драматичных ситуациях, а в самых что ни на есть обыденных.

Учительница на уроке спрашивает:

— Кто самый популярный человек?

Коля тянет руку:

— Майкл Джексон!

Учительница:

— Садись, два!

На следующий день:

— Итак, дети, кто самый популярный человек.

Коля опять:

— Президент!

— Садись, пять!

Коля садится, достает из-под парты портрет Майкла Джексона и шепчет:

— Прости, дорогой Майкл, против силы не попрешь!

Вы должны понимать…

Что так себя вести нельзя. Если ваше поведение расходится со сложившимся стереотипом, то окружающие (члены вашей семьи, сотрудники, соседи) пытаются «оскорбленным» или «сердитым» взглядом и выразительным молчанием заставить вас изменить свое поведение в желаемом ими направлении.

Жена, например, может так молчать, что муж не знает, куда деваться от приписываемой ему вины. Вместо молчания она может не менее выразительно греметь посудой или носиться туда-сюда. (Значительно более полный набор подобных средств можно найти в нашей книге [31].)

В других случаях действуют намеками. Гостю неудобно сказать, что он проголодался, но он может подвести хозяев к мысли об угощении.

Незабвенный Остап Бендер сказал об этом так: "В некоторых странах так поздно садятся за обед, что нельзя понять, обед это или ужин".

* * *

Странствующие нищие обращаются к обедающим хозяевам с просьбой покормить. Те спрашивают:

— Щи суточные будете?

— Да, да, конечно.

— Вот завтра и приходите.

Стереотипы восприятия

Обычно мы сокращаем некоторые диалоги ввиду их очевидности. Например, в общественном транспорте вопрос "Выходите?" означает намерение выйти и просьбу пропустить. Если "не понять" вопрос, то это может привести к не самому любезному разговору:

— Вы выходите?

— Это моя проблема.

— Так… я же выхожу!

— Это ваша проблема.

— Ну… пропустите, пожалуйста.

— Так бы и сказали.

Стереотипы восприятия отражены и в устном народном творчестве.

По улице идет пьяненький мужик.

К нему обращается приезжая:

— Скажите, пожалуйста, как найти площадь Ильича?

Он посылает ее куда подальше. Она возмущенно:

— Как вам не стыдно? Я пожилая женщина, учительница, таких вот, как вы, всю жизнь учила. Неужели вам трудно ответить, как найти площадь Ильича?

— О, вы учительница. Извините, пожалуйста. Сейчас я вам скажу, сейчас вспомню и скажу.

Значит так: чтобы найти площадь Ильича, надо длину Ильича умножить на ширину Ильича. И получится площадь.

Помню ведь! Помню!

Давление стереотипов

Яркое доказательство силы ролевой позиции обнаруживаем в экспериментах С. Хейни с соавторами, известными у нас в основном как эксперименты П.Г. Зимбардо. В этом исследовании попросили принять участие студентов, одним из них предложили сыграть роль заключенных, а другим — охранников. Никто не говорил им, как надо вести себя, так что они исполняли эти роли согласно представлениям, полученным из фильмов. Эксперимент был рассчитан на две недели и организован с предельным приближением к реальности.

Те, кто играл роль заключенных, быстро впали в состояние апатии и упадка духа. Белые студенты, игравшие охранников, стали агрессивны и придирчивы, и хотя при этом не применяли прямые физические наказания, но изобрели немало способов унижения «заключенных» (помногу раз заставляли их строиться и пересчитываться и т. п.). Когда один из «заключенных» возмутился и отказался подчиняться, то в качестве наказания был помещен в тесный клозет. Остальным была дана возможность освободить его за символическую жертву (отдать одеяло), но они отказались и вообще ничего не захотели сделать для своего собрата, так как сочли его "нарушителем спокойствия". Эксперимент пришлось прекратить через шесть дней, поскольку игравшие охрану стали столь строги и в то же время столь психологически безжалостны, что продолжать игру далее стало непозволительно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.