Cлужебные отношения

В данной ситуации присутствовали и манипуляция, и контрманипуляция. В качестве мишени своей манипуляции работница использовала поблажки сотрудникам со стороны начальника отдела. Приманкой послужило негативное отношение замдиректора к О.

Пассивная защита со стороны О. была бессмысленной, поскольку каждый день ухудшал его положение. Из активных способов сначала О. принимал защиту типа "точки над i": раскрыл сотрудникам опасность, которую для них представляют действия Р. Тем самым он подтолкнул их на контр манипуляцию. Мишенью воздействия О. на коллектив послужило опасение лишиться послаблений. Приманкой — возмущение действиями Р. Коллектив перевел скрытое управление в открытое — ультиматум доносчице.

Манипуляция "На работу — по дружбе"

Во многих частных фирмах забывают, что лучше дружба, основанная на работе, чем работа, построенная на дружбе. Комплектование персонала в таких фирмах идет по линии дружеских и родственных связей, что является в дальнейшем источником манипулирования руководителем со стороны подчиненных. Злоупотребляя близостью к руководству, некоторые «друзья» спокойно нарушают дисциплину (пришел-ушел, когда вздумается), кое-как выполняют работу.

Вот и вынуждены терпеть таких горе-работников.

Мишенью воздействия на адресата (руководителя) как раз и являются дружеские (родственные) связи.

У зверей — проще:

Говорит барану волк

— Ну какой от дружбы толк?

Если мы с тобой друзья,

Значит, съесть тебя нельзя?!

И в заключение — анекдотический случай.

Руководитель с кислым видом обращается к автору большого проекта:

— Проект неплохой, надо только дописать некоторые детали, чтобы любому идиоту было понятно.

— Хорошо. Какие места вам не понятны?

Цель манипуляции автора проекта — сквитаться за тот моральный ущерб, который руководитель нанес ему, не похвалив за большую, хорошую работу. Мишень воздействия — логический ляпсус, который допустил руководитель.

11.3. СКРЫТОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОДЧИНЕННЫМИ

Уделяйте главное внимание не работе, а работнику!

Японский лозунг

Поручение трудного задания

Нередко возникает потребность поручить подчиненному задание, не входящее в его прямые обязанности, или очень трудоемкое, или очень срочное, или не очень приятное. Руководители могут уменьшить сопротивление несколькими способами.

· Поблажками незадолго до того, как дать поручение.

· Обильной похвалой или комплиментами в начале разговора.

· Бросают вызов, если имеют дело с честолюбивым подчиненным (см., например, в разделе 10.3 "Управление строптивым подчиненным").

Метод желаемых ситуаций

Установлено, что наилучшим образом работник исполняет то, что он считает нужным, а не то, что велит начальство (по мнению многих подчиненных, это далеко не всегда совпадает). Поэтому оптимально, чтобы подчиненный сам пришел к решению, отвечающему замыслу руководителя.

Метод желаемых ситуаций состоит в том, что руководитель создает ситуацию, в которой подчиненный самостоятельно придет к нужному решению.

Это требует высокой психологической культуры руководства, знания психологии, мотивации подчиненных. Это высший класс руководства людьми, которые в данном случае чувствуют себя свободными и полностью самостоятельными. Доверие, которое они ощущают, — наилучшая демонстрация уважения к подчиненному. И он с большей охотой идет на работу, более инициативен и удовлетворен своим трудом.

Вместе с тем «завалить» дело, спланированное самим, значит расписаться в своей несостоятельности, поэтому к выполнению своего решения подходят намного ответственнее, чем к решению руководства.

Метод комплиментов

В менеджменте установлено правило: "Говорите как можно чаще комплименты подчиненным".

Поговорка менеджеров: не похвалишь — не поедешь.

По опыту занятий автор знает, что во всякой группе обучаемых, как правило, оказываются несколько человек, которые глубоко сомневаются, что так надо вступать. Опасаются «захвалить», «перехвалить», «разбаловать» подчиненных.

При этом не учитывают несколько важных обстоятельств.

1. В нашей стране сложился крен в сторону жесткого обращения с подчиненными. Проявляется это, во-первых, в том, что их не принято хвалить. Во-вторых, в рачительном преобладании наказаний над поощрениями, в то время как установлено, что поощрения являются значительно лучшим стимулом к труду, чем наказания.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.