Взрослые и дети

Насмешки над учениками

Они относятся к скрытому управлению. Дети — и подростки, и старшеклассники — чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянными классом. Вызвать смех учеников легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может организован" дружный смех над кем-то из учеников.

Таких учителей побаиваются: потенциальные нарушители на уроках "берегут силы" для других учителе. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления не имеется.

Другое дело, если насмешки использует учитель для давления на учеников без особой к тому необходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них.

"Равняйся на старшего брата"

Если старшие брат или сестра учились в той же школе и лучше младшего ребенка, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над учеником. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если проводится неназойливо (впрочем, плохим исполнением можно испортить любую самую замечательную идею).

Довольно часто приходится слышать рассказы бывших учеников о том, как пришлось всю свою школьную жизнь догонять пятерки своего старшего брат (сестры).

Мишенью воздействия здесь является конкуренции детей в семье за право быть лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманкой — сравнение успеваемости.

Интерес к предмету

Он вызывается и прямым, и скрытым управлением.

Мишенью воздействия является природная любознательность детей. Но чтобы пробиться к ней через сухие формулировки правил и законов, нужны действенные приманки.

И здесь все, что рассказывалось выше об аттракции, о способах привлечения и удержания внимания, годится учителю.

О законе Бернулли и не умеющих плавать

Учителю предстояло рассказать на уроке об уравнении Бернулли, по которому давление внутри движущегося потока тем меньше, чем выше скорость его движения. Тема эта абстрактна и потому трудна для учащихся, поскольку их мышление конкретно. Понимая это, учитель физики начал рассказ довольно неожиданным образом:

— Почему входящие в реку, особенно те, кто не умеет плавать, чувствуют, что какая-то сила тянет их "на глубину"? Оказывается, по той же причине, по которой произошло следующее событие.

В 1912 году в открытом море случилось чрезвычайное происшествие. Крейсер обгонял большой пассажирский пароход. Неожиданно, когда они поравнялись, крейсер развернулся и ударил в борт парохода. В пробоину хлынула вода, он стал тонуть. Моряки крейсера с трудом спасли пассажиров и членов команды парохода. Морской суд долго не мог найти причину, ведь были все доказательства, что крейсер следовал на разрешенном международными правилами расстоянии и повернул самопроизвольно, не слушаясь рулей. После долгих разбирательств капитан был оправдан. Было доказано, что судно повернуло по закону Бернулли: борта судов образовали как бы стенки трубы с движущейся между ними водой. Давление при этом тем меньше, чем больше скорость. Скорость крейсера была большей, давление около его борта меньшим, поэтому он и «клюнул» носом в сторону парохода. По этой же причине затягивает купающихся на середину реки. Не умеющие плавать чувствуют это лучше, поскольку боятся глубины.

Мало сказать, что ученики выслушали этот рассказ с интересом. Они и запомнили его надолго. А вместе с ним и закон Бернулли.

Как видим, мастерство учителя должно включать умелое использование скрытого управления.

Письма родителям

Письма из деканата родителям студентов — это, как оказалось, сильнейшее средство мотивации последних к улучшению отношения к занятиям.

Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дома) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагуливают себе большое число пропусков и как результат — плохие оценки в сессии.

Многие из них "берутся за ум", лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института.

Это удачный пример скрытого управления студентами.

Включить в работу каждого

Преподаватель проводит деловые игры по своему предмету. Приз: лучшая команда получает зачет автоматически. Преподаватель замечает, что некий студент практически не участвует в командной работе, сидит чуть в стороне.

Преподаватель подходит к этой команде со словами:

— Ребята, продуктивность групповой работы зависит также и от расположения участников. Наиболее эффективна работа тогда, когда группа садится в круг. Все равны, все друг друга видят и хорошо слышат. Давайте сядем так, и у вас будет больше шансов победить.

Этим нехитрым способом преподаватель избежал необходимости делать замечание пассивному участнику. Мишенью воздействия послужило желание членов группы победить в игре. Приманкой — информация о роли размещения участников.

Перейти на страницу: 13 14 15 16 17 18 19

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.