Политика

Почему кандидаты так говорят?

Кандидат должен говорить то, что желают услышать избиратели. Серьезные исследования, проведенные в США, показывают, что изменить сложившееся мнение избирателя практически невозможно. Следовательно, надо к нему подстраиваться. (Как выразился президент Украины Леонид Кучма, "место сидения определяет точку зрения".)

Мишенью манипулятивного воздействия здесь является удовлетворение потребности в общности: избиратель, слушая свои мысли и пожелания в изложении кандидата, испытывает удовлетворение. Одновременно он объединяет себя с кандидатом в одну общность, то есть кандидат становится "своим человеком", которого и захочется поддержать.

Эзоп об использовании демагогии

Вот содержание одной из басен великого баснописца:

Рыбак ловил рыбу, ударами палки по воде пугая ее и загоняя в сеть. Некто стал бранить его: зачем воду мутишь? Ответил рыбак: "Но ведь если не мутил бы реку, пришлось бы с голоду умереть".

Эзоп делает вывод: "Так и демагогам в государствах тогда живется лучше всего, когда им удается завести в отечестве смуту".

Почему народ любит паяцев?

Этот вопрос имеет отношение к тем политикам, которые, подобно Жириновскому, добились популярности, шокируя и эпатируя публику. Андре Моруа объяснил психологическую подоплеку этого так: когда человек демонстрирует свои многочисленные достоинства, это возвышает его над окружающими и соответственно принижает их. Многим не нравится чувствовать сван ущербность по сравнению с этим суперменом. Наоборот видя в другом многие недостатки, потешаясь над ними человек приходит в хорошее настроение — он лучше этого другого. Последний вызывает не только положительные эмоции, но и демонстрацией своих недостатков делает скрытый комплимент наблюдателю.

Таким образом, политическую клоунаду избиратели любят за то же, за что и клоунаду цирковую. Цирк всегда жил, жив и будет жить.

Мишенью манипулятивного воздействия политических паяцев является потребность избирателя в положительных эмоциях, а приманкой — возможность, сравнивая, увидеть себя в лучшем свете.

Таким образом, политическое фиглярство решает сразу две задачи политика из трех вышеназванных. А при яркой игре даже и третью.

ПОБЕДИТЬ ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ

Политическая грязь

Переходя к разговору о реализации третьей цели политика — опередить конкурента, мы вынуждены сказать, что попадаем в сферу наиболее манипулятивных действий команд, работающих на кандидатов.

Ибо, к сожалению, во многих случаях делается ставка на грязные методы ведения предвыборной борьбы — скомпрометировать конкурента любым способом.

В этом деле накоплен значительный опыт, прежде всего западными демократиями.

"Позорный" спектакль

Сэмюэл Ленгхгорн Клеменс (1835–1910), который баллотировался в губернаторы одного из американских штатов и против которого был применен "принцип театрализованной дискредитации", довольно удачи подметил и, владея пером, ярко описал "звездный ход своих недругов:

Перейти на страницу: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Меню

Copyright @2022, Psychologyexpert.ru.